Елена Ивановна

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк»


Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда, головные уборы".Употребление предлогов в собственной речи. Закрепление понятий"согласный, твердый, глухой", "звук, буква, слог, слово, предложение". Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Формирование кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука [к].Развитие навыков звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза с использованием графической записи. Развитие фонематического слуха на акустический образ звука [к].Обучение плавному слитному чтению "песенками".Автоматизация звука [к] во всех речевых позициях. Закрепление пройденных букв а, о, у, ы, и, э, м, н, п, б.

Хол НОД.

1. Артикуляционное упражнение:"Горочка"-кончик языка за нижними зубами, спинка языка упирается в нёбо, рот открыт.

2. Сообщение темы.

3. Анализ артикуляции звука [к]: есть преграда воздушной струе (язык в форме "горочки") ; произносим спокойно, не напрягая язык;голос не звучит (для контроля приложить тыльную часть ладони к горлышку-не чувствуется вибрация при произнесении звука [к]) . Внимание! Некоторые педагоги совершают ошибку, произнося глухие звуки с голосом

4."Характер" звука [к]: согласный (есть преграда), твердый (произносим без напряжения), глухой (произносим без голоса) -синий кружок, "глухой"(перечеркнутый) колокольчик

5. Игры со звуками: а) "Что лишнее? "-из ряда звуков выбрать один лишний: п-п-к-п;м-к-к-к и т. д. ; б) "Запретный звук "-выбираем один звук-  это будет "запретный" звук, который нельзя произносить за ведущим, все остальные можно. в) Покажи кружок и колокольчик, если услышишь звук [к]: п-к-м-п-к-к-б-к-н; ка-по-ык-им-пка-мны-кну;  пальто-шапка-косынка-шуба-шубка-берет-беретик-шарф-шарфик-панама-панамка и т. д.

Внимание! Такие игры проводятся так, чтобы дети не видели артикуляцию этих звуков (или взрослый прикрывает рот листом бумаги, или дети отворачиваются) .

6."Где живет звук [к]? "(начало, середина, конец слова) :косынка, шапка, куртка, шарфик, Катя

Внимание! В начале-один звук, в конце-один звук, в середине-все остальные звуки.

7. Назови звуки по порядку: ак-[а-к], ок пку кты ика мка кна кам нок ыпк как бак бок бык

мак ком комок [камок]

8. Собери "песенку"-слог, слово из звуков:[к-а]-ка, [к-а-н]-кан, [н-о-к]-нок [м-к-а]-мка [к-н-ы-]-кны [м-а-к]-мак [к-о-м]-ком [б-о-к]-бок  [к-а-м-о-к]-комок  [п-а-к-у-п-к-а]-покупка [п-а-н-а-м-к-а]- панамка

9. Построй слог, слово из кружочков. Например: мка-синий синий красный, мак-синий красный синий, панамка -синий красный синий красный синий синий красный

10. Буква К к. Читаем плавно, слитно "песенками":Ак Ок Ук Ик ык Эк ак ок ик ык эк Ка Ко Ку Кы Кэ акы ока уко икэ кам кон кым куп нэк кма пко кму кбы кпо нку амка икпо умкы экба мак бок комок покупка панамка

11. Пишем слово "панамка "-сколько гласных? сколько согласных? Правило: "Сколько в слове гласных, столько и слогов (частей) .Сколько слогов?

12. Выбираем слова со звуком [к] из картинок по теме "Одежда, головные уборы"

Внимание! Нельзя слова с мягким звуком[кь](ки кя ке кё кю)

13. С выбранными словами составляем словосочетания, предложения. Например: красивая шапочка; косынка в маках;Катя купила шарфик. У Клавы косынка в маках. Катя надела на голову панамку.

14. Выбираем одно предложение, составляем его графическую запись. Например:Катя надела на голову панамку . |_ _ _ _ _.

15. Игра "Что исчезло? "(см. предыдущие занятия) .Например:|_ (пробел) _ _ _. Катя. на голову панамку. Катя что сделала? (надела)

16. Игра "Исправлялочка" (см. предыдущие занятия) : "на Катя надела голову панамку"; "Катя надел на голова панамка"

15. Итог.

11 января 2016 в 20:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.